Elotar (elotar) wrote,
Elotar
elotar

Category:

Партии ипподрома

"Сын Марии пал!
-О чудо! Он восстал опять."

Бюллетень гонок на Константинопольском ипподроме.



Так как нас, в отличие от мейнстримовых историков, не корежит от переноса столицы Империи черти куда, то генезис скачек на колесницах из олимпийских игр очевиден. Ключевое отличие именно гонок от других видов спорта - большая потребность в снаряжении. В итоге еще ДНЭ появляются специализированные на этом конторы. Ну а так как снаряжение это же значимая часть шанса выиграть, то их начали дифференцировать по цветам.

Исходно был красный и белый. Первое упоминание о том, что публика дело воспринимала серьезно - 77 ДНЭ, когда какой-то красный сжег себя из-за плохого результата гонки.

Дальше всплывают еще две фракции, которые постепенно начинают доминировать - синие и зеленые. И тут нам собственно привет от Митры, так как знатоки восточных диалектов из Антиохии нам рассказывают, что "слово венеты означало benai etta, «сыны церкви», а прасины, perišin, — «раскольники»".

Символизм:
Зеленые (прасины) - весна, мать земля, Венера
Красные (русии) - лето, Марс
Синие (венеты) - осень, море, Сатурн или Нептун
Белые (левки) - зима, воздух, везде пишут что Зефир, но думаю на самом деле Юпитер

Масштаб постепенно нарастал, в итоге на момент "выключения света" мы имеем четкое разделение популяции на болельщиков, которые обозначали это цветами одежды, прическами, с соответствующим социальным, а впоследствии (а может и сразу) и культурным расслоением. Так как лингвистика это сейчас актуально, то отдельно партии назывались "демы", множественное от них было "демос", что значило и просто "народ".

По поводу двух основных партий известно, что венеты это местная землевладельческая аристократия, прасины - ремесленники и торговцы из Египта/Леванта. Левки обозначались в подчиненном положении у венетов, русии у прасинов. Но последнее - это Константинополь, в других городах картина отличалась.

Постепенно формировалась структура партий, в их обязанности в том числе входил контроль за порядком в районах проживания болельщиков.

Императоры посвящали свое коронование одной из партий (NB!).

Константин Великий в 331 году издал эдикт об аккламациях, допускающий возможность [на ипподроме] прославлять справедливых и осуждать несправедливых правителей с тем, чтобы император мог им воздать по заслугам.

Тут надо бы сделать "обратную смотку" хронологии. То, что тысячу лет высосали из пальца уже, надеюсь, общее место, но конкретика у некоторых может быть в тумане. Разъясняю - ключевая точка это 200-1200 годы, штурм Бизантия Септимием Севером/Константинополя "крестоносцами". Все до 1200 по большей части хмурое фентези, а вот то, что после 200 и 1200 интересно, так как это разные интерпретации одного и того же. Административная структура Империи после 212-го года постепенно складывается в "Доминат" - децентрализацию управления с отдельными "цезарями/августами" управляющими ее частями, само собой с высшей властью в Риме/Бизантии/Константинополе (стоит, для ясности, называть его просто "Столица" что-ли?). Так вот история "поздней римской империи" начиная с 200 года это история событий в провинциях, "Византийская империя" с 1200 года это события в Столице и окрестностях, всякие фентези элементы типа нашествующих варваров в первой и моголов во второй в качестве ластика, скрывающего дыры в склейке, ну и реальная история технологий и деловых практик, которая натянута как сова на этот глобус.

А по факту мы имеем что - ранняя империя управлялась консенсусом столичных семей, так как все административные должности могли занимать только их члены, в течении своей карьеры болтающиеся по территории с поста на пост, соответственно император, контроллируя сидящих в Столице глав семей контроллировал все государство. В поздней империи эта система рушится как из-за прихода "солдатских императоров" и предоставления "гражданства" всем жителям, так и появление концепции ограничения перемещений в связи с чумными карантинами, на местах формируются местные центры силы (варвары, лол), 4+/- региональных цезаря/авгуса и возникает вопрос, как же осуществлять свою власть императору.

И собственно тут вступает в дело культ императора и гонки на колесницах как проявление этого культа.

"К IV веку организация игр была отобрана у частных лиц и стала прерогативой императоров, как и гладиаторские бои."

Насчет последнего я вообще не уверен, что они существовали, а не было ли это просто иным название театра, но в общем Император (как и сейчас, лол) становится фактически главным организатором развлечений в Империи. Ну в общем официальная история это не отрицает, она просто наводит туману, нелепо утверждая, что Император занимался чем-то еще. Зачем?

Так что давайте, в этом плане, немного раскроем события "османского междуцарствия" начала XV века.

Лучший возница синих, Иисус, и другие гонщики этой команды, выигрывают гонки в провинции, но на финале в Столице он проигрывает лучшему вознице зеленых Мухамеду.
В битву за первое место вступают белые во главе с легендарным возницей Соломоном, которые выигрывают в Столице, но удержать кубок долго им не удается - зеленые перекупают их лучших возниц
Но тут вызов Мухаммеду бросает его союзник - лучший возница красных Моисей, который воспользовавшись истощенным финансовым положением остальных трех команд, выставляет на следующий сезон звездный состав гонщиков, бьющий на ипподромах всей Империи. Но Мухаммед собирается с силами и...

Ну там смотрите эпиграф, спортивные комментаторы того времени были гораздо более эмоциональны, чем я, гонки - дело опасное, постоянные смертельные случаи, война прямо таки.

Восстания партий есть в вики, обсасывать там особо нечего, общая картина прозрачно описывается старой аристократией - венетами, постоянно бьющимися с товарищами от сохи "прасинами" (венецианско-османские войны, лол), но в общем в рамках единого административного аппарата Империи.

Интересные моменты про другие партии:

Император Анастасий, единственный известный император-болельщик красных. "В период правления Анастасия на северной границе Византийской империи объявился новый враг — славяне, упоминаемые в современных событиям источниках преимущественно под именем гетов". Русины, хехе. Ну и там чуть позже (1550) в Москве стрельцы в красном обнаружились. ;) Религиозный сторонник монофизитов, логика в общем-то более-менее понятна:
"- Марс уже не самый крутой, теперь Митра?
- Лады, но Митра-то точно самый крутой!"
Армянский трон российских князей тоже становится более-менее прозрачным.

Ну и немного про еврейский вопрос - царь Соломон во время гонок был окружен следующей публикой:
"левиты –голубой цвет, жители Иерусалима (те иудеи-judex, чиновники и знать) – белый цвет, жители предместий (те неполноправные граждане города) – красный цвет, дальние гости (данники и зависимые территории) – зеленый." Левки, нуну. Это к тому, что как выглядело в других городах - в Сирмии, как мы видим, сразу после имперской администрации по значимости шли белые. Товарищи, которые отказывались признавать Митру, сына Юпитера, Богом, нам кого-то напоминают ;) Потом храм разрушили, да и вообще все пошло не так, но...

Ну да, гонки прекратились, но цвета болельщики до сих пор используют. Приглядитесь к флагам ;)

Tags: мракобесие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments